Анализ работы психологической службы » Азат негізгі орта мектебі
Алматы облысы білім басқармасының
Еңбекшіқазақ ауданы бойынша білім бөлімінің
"Азат негізгі орта мектебі"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі :
+7(72636) 43-50-93
Есепші бөлімі:
+7(72636) 23-11-37
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » Анализ работы психологической службы
03
июль
2023

Анализ работы психологической службы

Анализ работы психологической службы

за 2022 – 2023 учебный год.

Проблема  психологической службы: «Через воспитанность к интеллектуальному развитию, к совершенствованию познавательной активности учащихся».

Цель

Психологическое сопровождение ребёнка в процессе всего школьного обучения.

Задачи:

•        Создание условий, способствующих сохранению психического здоровья детей, путем содействия позитивному развитию  в процессе обучения;

•        Психологическое воспитание, обучение и развитие обучающихся, осуществление коррекции различных сторон психики обучающихся;

•        Координация педагогического воздействия педагогического коллектива в соответствии с психическим состоянием каждого ребенка.

Направления деятельности:

•        Разрабатывать и осуществлять с учителями развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей учеников и задач развития на каждом этапе.

•        Держать под особым контролем переходные моменты в жизни школьников.

•        Диагностировать интеллектуальные познавательные, личностные, эмоциональные, волевые особенности учащихся, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, осуществляя их коррекцию.

•        Выявлять и устранять психологические причины нарушения межличностных отношений.

•        Проводить индивидуальные и групповые консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений между взрослыми и сверстниками.

•        Выявление психологической готовности детей к школьному обучению; организация индивидуальной и групповой работы с первоклассниками, пятиклассниками, девятиклассниками с целью  успешной адаптации;

•        Оказание психологической помощи обучающимся в переходные периоды их жизни;

•        Осуществление диагностико-корреционой работы с неуспевающими, недисциплинированными обучающимися состоящими на внутри школьном  учете;

•        Консультирование администрации школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей;

•        Проведение индивидуального и группового  консультирования обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

•        Ведение профориентационной работы.

На основании разработанного и утвержденного плана психологической службы за 1 четверть проведена следующая работа:


На основании разработанного и утвержденного плана психологической службы за сентябрь месяц была проведена следующая работа:

  1. Диагностическая работа


  1. С 12.09.2022-26.09.2022г. в 1-х классах была проведена комплексная   диагностика исследования психологической готовности учащихся 1-х классов к обучению в первом классе.

Класс: 1 –е классы

Всего: 48 учащихся 

В диагностики принимали участие43 учащихся.

Цель:  определить уровень готовности учащихся к обучению в школе.

Оборудование: бланки с заданиями

Результаты: 

Класс: 1 «А»

В диагностике принимали участие 12 учащихся.

Моторная готовность:

Высокий- 25%(3 учащихся)

Средний- 75% (9 учащихся)

Уровень психологической готовности учащихся к обучению в первом классе 100%.

Вербальная готовность:

Высокий- 25% (3учащихся)

Средний-   17% (2 учащихся)

Низкий – 58%(7 учащихся) Төремұрат Рамазан,Тұражан Нұрасыл, Оразқан Айсұлтан,Оразқан Ұлдана, Нурал Айман, Жұмабек Жібек ,Илахунов Рамазан.

Уровень вербальной готовности учащихся к обучению в первом классе 42%.



Класс: 1 «Б»

В диагностике принимали участие 16 учащихся,отсутствовали 5.

Моторная готовность:

Высокий – 73%(8 учащихся)

Средний-27% (3 учащихся)

Уровень моторной готовности учащихся к обучению в первом классе 100%.

Вербальная готовность:

Высокий- 55% (6учащихся)

Средний-  36% (4 учащихся)

Низкий – 9%(1 учащихся)Алаев Р.

Уровень вербальной готовности учащихся к обучению в первом классе 91%.


Класс: 1 «В»

В диагностике принимали участие 20 учащихся

Моторная готовность:

Высокий- 20% (4 учащихся)

Средний-   70% (14 учащихся)

Низкий – 10%(2 учащихся)Ниязова Д.,Махпиров Ш.

Уровень моторной готовности учащихся к обучению в первом классе 90%.

Вербальная готовность:

Высокий- 35% (7учащихся)

Средний-   40% (8 учащихся)

Низкий – 25%(5 учащихся)Ниязова Д.,Махпиров Ш., Усенова Д.,Наградов Ю.,Итаков Г.

Уровень вербальной готовности учащихся к обучению в первом классе 75%.


2.5-10 октября проведена комплексная  диагностика уровня развития познавательных психических процессов учащихся обучающихся на дому.

Цель:  определить уровень развития познавательных психических процессов.

Оборудование: лист тетрадный

Класс: 3 «В» Ахунов Алияр -кл. руководитель Касимова Г.С..

Результаты:

Уровень мышления на низком уровнем.

Уровень воображения на низком уровнем.

Уровень зрительной памяти на низком уровнем.

Уровень слуховой памяти на низком уровнем.

Уровень внимания на низком уровнем.

Уровень развития мелкой моторики на низком уровнем.

Самооценка - завышенная 

Класс: 8 «Б» Рахмединов Дамир -кл. руководитель Худайкулова М.Л.

Результаты:

Уровень мышления на низком уровнем.

Уровень воображения на низком уровнем.

Уровень зрительной памяти на низком уровнем.

Уровень слуховой памяти на низком уровнем.

Уровень внимания на низком уровнем.

Уровень развития мелкой моторики на низком уровнем.

Самооценка - завышенная 

3.С 7-21.10.2022г. была проведена диагностика адаптации учащихся 5 –х классов.

Всего:40учащихся

Присутствовали:29учащихся

Мною были проведены  комплекс  диагностик для определения уровня адаптированности учащихся 5 –х классов:

  1. Диагностика определения самооценки учащихся.
  2.  «Цвето – рисуночный  тест  « Рисунок школы» по методике Филлипса.

Цель: определить уровень адаптированности учащихся 5-х  классов. 


В ходе проверки были проведены:

-собеседования с классными руководителями

- собеседования с учащимися 

В ходе диагностики были выявлены следующие результаты:


4. По результатам  диагностики   общей самооценки по методике Г.Н.Казанцевой учащихся  были выявлены следующие результаты:

Цель: определить  уровень самооценки учащихся.

Класс: 5А

Всего:  10 учащихся

 Присутствовало: 10 учащихся

Результаты 5А класса:

Адекватная-90%(9 учеников)

Низкая – 10% (1 ученик),Пермебай Мұхамедәли.

Класс: 5Б

Всего:  16учащихся

Присутствовало: 8 учащихся

Результаты 5Б класса:

Высокая-  13%( 1 ученик)

Адекватная -87%(7 учащихся)

Класс: 5В

Всего:  14учащихся

Присутствовало: 11 учащихся

Результаты 5В класса:

Высокая-73%(8 учащихся)

Низкая -27%(3 учащихся) Хамитова Риана, Алимжанова Эмилия,Амангелды Алихан.



5.По результатам диагностики   тревожности  по методике Филлипса «Цвето – рисуночный  тест  « Рисунок школы» 

В диагностике участвовали все 29 учащихся. По результатам диагностического исследования по методике «Я - пятиклассник» показали удовлетворительное психологическое состояние в  классе. В сочинениях и  рисунках дети изобразили такие психологические состояния , как : активность, радость, внимание, мечтание, дружелюбие, уважение, сочувствие, сострадание, искренность, бодрость. 

Особое внимание классным руководителям и учителям предметникам обратить нужно на : 

5А класс- Нурал Аяла (білмеймін неліктен әдебиет ұнапкетті, мен бұрын жаман көретінмін.Мен орыс тілін үйренгім келеді.мен математикаға тырысамын. )? Жапар Дастан (Маған өте қиын қазақ тілі және қазақ әдебиет),

5Б класс - Мусарова Ш., (дается трудно английский язык),Худайбердиев М.(математика, английский язык).

5В класс- Надырова Р.,Даутжанов Э.(В начале учебного года мне было все ясно и понятно,но под конец стало чуть сложнее,особенно по математике.)


Выводы и рекомендации: 

В целом адаптация учащихся на хорошем уровне, уровень  адаптированности учащихся составляет 83%.

            Не сравнивайте учащегося с окружающими;

  •  Доверяйте ученику, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть;
  •  Последовательность в воспитании, не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
  • Формирование на уроке обстановки спокойствия, уверенности в достижении учебных целей;
  • Стимулировать самостоятельный поиск путей преодоления учебных затруднений;
  • Доброжелательно аргументировать выставляемую оценку, хвалить за приложенные усилия.
  • Поручения должны быть конкретными и посильными, способствующими ситуации успеха, формированию адекватной  самооценки.

6.С 3-21.10.2022 была проведена диагностики для выявления насилия, в целях профилактики правонарушений  

Класс: 6-е

Всего: 52 учащихся 

Присутствовало:32

Цель:  выявления насилия, в целях профилактики правонарушений

Оборудование: бланки с заданиями

Результаты:

  1. Можете ли Вы сказать, что:



  1. Встречаются ли во взаимоотношениях учеников Вашей школы:


  1. Принято ли в Вашем классном коллективе:


  1. Можете ли Вы сказать, что учителя Вашей школы:



  1. К кому вы обратитесь за помощью в случае насилия над собой?


Вывод:

По результатам анкетирования было выявлено, что вымогательства и мошенничества в школе нет. С одноклассниками и  учащимися параллельных и старших классов   у них открытые доверительные взаимоотношения, по возникающим вопросам обращаются к классному руководителю за советом.

По завершению анкетирования с учащимися была проведена профилактическая беседа на тему «Вымогательство и мошенничество». Учащиеся знают, что в школе есть «Ящик доверия», куда они могут обратиться анонимно.

Рекомендации:

  1. Классным руководителям поддерживать тесную взаимосвязь с родителями учащихся.
  2. Классным руководителям проводить классные часы, беседы, круглые столы на тему «Правонарушение среди подростков» и т.д.

7. 25-28 октября 2022г. была проведена диагностика ИНТЕРНЕТ и компьютерной зависимости по запрету посещения «Запрещенных сайтов» среди учащихся 7-9 классов.

Класс: 7-9-е классы

Всего: 109учащихся

Присутствовало: 102учащихся

Анкетирование проводилось анонимно.

Результаты:


Вывод: Во время проверки было выявлено, что большинство учащихся были подписаны к таким группам как «Фильмы», «Музыка», «Мудрые мысли», «Наука и техника», «Фитнес стиль», «Приколы» и т.д. 

С учащимися были проведены беседы по запрещенным сайтам, классным руководителям необходимо провести классные часы и родительские собрания на тему : «ИНТЕРНЕТ. Запретные сайты», «Кибербуллинг».

8.С 1-4.11.2022 диагностики для выявления насилия,в целях профилактики семейно-бытового насилия среди учащихся 6-9 классов.

Всего: 148 учащихся 

Присутствовало:132

Цель:  выявления насилия, в целях профилактики правонарушений

Оборудование: бланки с заданиями

Результаты:

  1. Можете ли Вы сказать, что:


  1. Встречаются ли во взаимоотношениях учеников Вашей школы:


  1. Принято ли в Вашем классном коллективе:


  1. Можете ли Вы сказать, что учителя Вашей школы:


  1. К кому вы обратитесь за помощью в случае насилия над собой?


Вывод:

По результатам анкетирования было выявлено, что вымогательства и мошенничества в школе нет. С одноклассниками и  учащимися параллельных и старших классов   у них открытые доверительные взаимоотношения, по возникающим вопросам обращаются к классному руководителю за советом.

По завершению анкетирования с учащимися была проведена профилактическая беседа на тему «Детство без жестокости и насилия». Учащиеся знают, что в школе есть «Ящик доверия», куда они могут обратиться анонимно.

Рекомендации:

  1. Классным руководителям поддерживать тесную взаимосвязь с родителями учащихся.
  2. Классным руководителям проводить классные часы, беседы, круглые столы на тему «Правонарушение среди подростков» и т.д.

9.С 8-13 ноября проведена диагностическа исследования по профилактике суицида среди   учащихся по методике сочинение «Как прекрасен этот мир!», «Жизнь прекрасна!».

Класс: 6 -9

Писали: 148учащихся

Результаты:

По результатам диагностического исследования по методике сочинение на тему  «Как прекрасен этот мир!», «Жизнь прекрасна!» показали положительное и удовлетворительное отношение и взгляды учащихся на жизнь, стремление к росту, развитию и дальнейшему профессиональному самоопределению. В сочинениях и  рисунках дети изобразили такие психологические состояния , как : активность, радость, внимание, мечтание, дружелюбие, уважение, сочувствие, сострадание, искренность, бодрость.

10.15-18 ноября 2022  проведена диагностика для  определения   уровня  умственного 

 развития   младших  школьников  Э.Ф.Замбацявичене.

Цель: определить способность к обобщению на основе существенного признака, выявляет наличие или отсутствие у школьников навыков теоретического анализа, умение классифицировать.

Класс: 3А

Всего: 11 учащихся

Присутствовало: 10

Выводы и рекомендации:

Высокий уровень-2 учащихся 20%.

Средний уровень-2 учащихся 20%.

Низкий уровень- 6 учащихся 60%, особое внимание нужно уделить Айғазыұлы   Батырхану.

Класс: 3Б

Всего: 15 учащихся

Присутствовало: 11

Выводы и рекомендации:

Высокий уровень-2 учащихся 18%.

Средний уровень-2 учащихся 18%.

Низкий уровень- 7 учащихся 64%, особое внимание нужно уделить Алиеву Эльхану, Итакову Наилю, Наградовой Руфине.

Класс: 3В

Всего: 15 учащихся

Присутствовало: 11

Выводы и рекомендации:

Высокий уровень-3 учащихся 27%.

Средний уровень-6 учащихся 55%.

Низкий уровень- 2 учащихся 18%, особое внимание нужно уделить Киселеву Дмитрию.

Класс: 3Г

Всего: 15 учащихся

Присутствовало: 10

Выводы и рекомендации:

Высокий уровень-2 учащихся 20%.

Средний уровень-2учащихся 20%.

Низкий уровень- 6 учащихся 60%, особое внимание нужно уделить Аширову Алишеру, Рахманову Исмиру, Садырова Амира, Сулайманова Ильяра,Таипова Ислама 

11.Также с 22-25 ноября 2022 была проведена  диагностика развития познавательных процессов неуспевающих учащихся  по методике тест «Познавательное развитие школьника» (авторы: Тихомирова Л.Ф., Басов А.В.)

Всего: 24 учащихся

Присутствовало: все

Цель: определить уровень познавательного развития неуспевающих учащихся учащихся. 

Выводы и рекомендации:

Средний уровень-11 учащихся 46%.

Низкий уровень- 13 учащихся 54% - Таждинова Медина, Баратова Сайора,Ниязова Аиша,Киселев Дмитрий,Хасанова Римма,Уткина Самира,Нұрғайып Айару,Закирали   Айқын,Нурмухаммед Ерхан,

Пәзілжан Алуа, Исраилов Ильяр,Нуржанов Таиржан.

12. Также 13-20.12.была проведена диагностика суицидального поведения подростков по опроснику Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности»

Классы:5-9

Всего: 9
 
Цель: определение уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности личности, влияющих на формирование С наклонностей.

Выводы и рекомендации:

Шкала тревожности-3 учащихся 33%,  Самушев Фариз, Дарубай Дарын, Исраилов Ильзат.

Шкала фрустрации- 4 учащихся44%, Самушев Илахун,Самушев Фариз, Аюпов Рифат, Кокталов Маруф. 

Шкала агрессии- 3 учащихся 33%,Аюпов Рифат, Дарубай Дарын, Исраилов Ильзат.    

Шкала ригидности - 4 учащихся 44%,Тарамов Иса, Аюпов Рифат,Дарубай Дарын, Исраилов Ильзат.


Классным руководителям и учителям предметникам уделять большое внимание данным учащимся. Психологу школы продолжить работу с учащимися «группы риска».

13.6-9 декабря 2022г.диагностики межличностных взаимоотношений  учащихся по методике «Социометрия» Дж. Морено.

Классы: 5-е 

Цель: 

а)измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; 

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые); 

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами. 

В ходе проверки были проведены:

-собеседования с классными руководителями

- собеседования с учащимися выборочно

Класс: 5А

Всего:   10 учащихся

Присутствовало: 8 учащихся

Выводы и рекомендации:

По результатам диагностики видно , что 1 ученик: Кокталов М. не пользуется авторитетом в классе.

Класс: 5Б

Всего:   15 учащихся

Присутствовало: 8 учащихся

Выводы и рекомендации:

По результатам диагностики видно , что 3 ученика: Киселев А.,Исламов А.,Худайбердиев М.не пользуется авторитетом в классе.

Класс: 5В

Всего:   14 учащихся

Присутствовало: 9 учащихся

Выводы и рекомендации:

По результатам диагностики видно , что 4 ученика: Надыров Р.,Ахтамова А.,Таждинова М.не пользуется авторитетом в классе.

Классным руководителям и учителям предметникам уделять большое внимание данным учащимся. 


14.27-28 января 2022г. Было проведено диагностическое исследование по профилактике «Детство без жестокости и насилия» среди  учащихся по методике сочинение 

«Детство без жестокости и насилия!».

Класс: 3-6

Дата проведения: 26-27 января 2023г.

Писали: 196 учащихся

Результаты:

По результатам диагностического исследования по методике сочинение на тему «Детство без жестокости и насилия!» показали положительное и удовлетворительное отношение и взгляды учащихся на жизнь, стремление к росту, развитию и дальнейшему профессиональному самоопределению. В сочинениях и  рисунках дети изобразили такие психологические состояния , как : активность, радость, внимание, мечтание, дружелюбие, уважение, сочувствие, сострадание, искренность, бодрость.

15.7-10.02.23г.- Диагностика профессиональных интересов учащихся 9-х классов. Тест Д.Голланда.

Класс 9 «А» 

Всего: 13 учащихся

Присутствовало: 7  учащихся

Выводы и рекомендации:

Социальный тип -4 учащихся 57% , конвенциональный тип – 1 учащихся 14 %, артистический тип – 1 учащихся 15%, предприимчивый тип- 1 учащихся 14%.

Класс 9 «Б» 

Всего: 18учащихся

Присутствовало: 11  учащихся

Выводы и рекомендации:

Социальный тип -6 учащихся 55% , конвенциональный тип – 2 учащихся 18 %, артистический тип – 1 учащихся 9%, предприимчивый тип- 1 учащихся 9%, реалистический тип – 1 ученик 9%.

Класс 9 «В» 

Всего: 17учащихся

Присутствовало: 11  учащихся

Выводы и рекомендации:

Социальный тип -10 учащихся 63% , конвенциональный тип – 2 учащихся 13 %, артистический тип – 1 учащихся 6%, предприимчивый тип- 1 учащихся 6%, реалистический тип – 2 ученик 13%.

Психологической службе продолжить работу по профориентации.

16.10.02.22г. проведено анкетирование  на тему «Буллинг-Кибербуллинг» среди учащихся 3-9 классов 

Всего: 269 учащихся

Цель анкетирования: выявление и профилактика   вымогательства и мошенничества.

Вывод:

По результатам анкетирования было выявленовсего 19 случаев буллинга и кибербуллингано на данный момент есть в 8Б и 9В классах. 

По завершению анкетирования с учащимися была проведена профилактическая беседа на тему«Буллинг-Кибербуллинг».

Учащиеся знают, что в школе есть «Ящик доверия», куда они могут обратиться анонимно.

Рекомендации:

Классным руководителям поддерживать тесную взаимосвязь с родителями учащихся.

Классным руководителям проводить классные часы, беседы, круглые столы на тему «Правонарушение среди подростков» и т.д.

17.25-28.04.2023г. была проведена диагностика исследования уровня тревожности пометодике «Впереди пятый класс!».

Цель: определение уровня тревожности учащихся при переходе в основное звено.

Выводы и рекомендации:  По результатам диагностического исследования по методике «Впереди пятый класс!» показали удовлетворительное психологическое состояние в 4 классах. В сочинениях и  рисунках дети изобразили такие психологические состояния , как : активность, радость, внимание, мечтание, дружелюбие, уважение, сочувствие, сострадание, искренность, бодрость.

Учителям среднего звена необходимо посещать уроки учащихся 4 классов.

Выводы и рекомендации:  Учителям среднего звена необходимо посещать уроки учащихся 4 классов.

18.С 11-14 апреля 2022-2023учебного года была проведена диагностика  готовности учащихся предшкольных классов на определение уровня развития познавательных психических процессов.

Были   осуществлены следующие виды проверок в 0-х предшкольных классах: 

- посещены уроки

- диагностика познавательных психических процессов


Класс 0«Б» 

Цель: определить уровень готовности учащихся к обучению в школе.

                   ФИО

Моторная готовности

внимание

Память 

мышление

1

Хамраева Рамина

высокий уровень готовности 

высокий

высокий

высокий

2

Надыров Эльхан

высокий уровень готовности

высокий

высокий

высокий

3

Юсупов Ильяс

высокий уровень готовности

средний

средний

средний

4

Мажинуров Амир

высокий уровень готовности 

средний

высокий

низкий

5

Исмякова Исмира

средний уровень готовности

низкий

средний

высокий

6

Баратов Дияр

средний уровень готовности

низкий

низкий

низкий

7

Камзаев Мустафа

высокий уровень готовности

высокий

низкий

низкий

8

Сайдуллаев Имран

Высокий уровень готовности

средний

высокий

низкий

9

Садырова Элина

высокий уровень готовности 

низкий

средний

низкий

10

Махпиров Рамзан

средний уровень готовности

высокий

средний

низкий

11

Жапаров Нурислам

средний уровень готовности

низкий

средний

низкий

12

Алаев Расул

Низкий уровень готовности

низкий

низкий

низкий


 Выводы:

Моторная готовность:

Высокий- 58% (учащихся)

Средний-  33% (4 учащихся)

Низкий-  9% (1 учащихся) Алаев Расул.

Внимание:

Высокий- 33% (4 учащихся)

Средний-  25% (3 учащихся)

Низкий – 42%(5 учащихся) Исмякова Исмира,Баратов Дияр, Садырова Элина, Жапаров Нурислам, Алаев Расул.

Память:

Высокий- 33% (4 учащихся)

Средний-  42% (5 учащихся)

Низкий – 25%(3 учащихся) Баратов Дияр,Камзаев Мустафа, Алаев Расул.

Мышление:

Высокий- 25% (3 учащихся)

Средний-  9% (1 учащихся)

Низкий – 67%(8 учащихся) Баратов Дияр,Камзаев Мустафа,Сайдуллаев Имран,Садырова Элина,Махпиров Рамзан,Жапаров Нурислам,Мажинуров Амир, Алаев Расул.

Уровень готовности учащихся к обучению в первом классе 100%.



Класс 0«А» 

                   ФИО

Моторная готовность

внимание

Память 

мышление

1

Мушрапилова Жаннетта

высокий уровень 

низкий

средний

средний

2

Чачидзе Кибар

низкий уровень

низкий

низкий

низкий

3

Толеген Тореғали

низкий уровень

низкий

низкий

низкий

4

Мәнжай Айша





5

Кәдірхан Әмина

высокий уровень 

высокий

средний

высокий

Выводы: 

Моторная готовность:

Высокий- 50%(2 учащихся)

Низкий- 50% (2 учащихся) Чачидзе Кибар, Толеген Тореғали.

Внимание:

Высокий- 25% (1 учащихся)

Низкий – 75%(3 учащихся) Чачидзе Кибар, Толеген Тореғали, Мушрапилова Жаннетта.

Память:

Средний-  50% (2 учащихся)

Низкий – 50%(2учащихся) Чачидзе Кибар, Толеген Тореғали.

Мышление:

Высокий- 25% (1 учащихся)

Средний-  25% (1 учащихся)

Низкий – 50%(2 учащихся) Чачидзе Кибар, Толеген Тореғали.

Уровень готовности учащихся к обучению в первом классе 


Выводы и рекомендации:

Классным руководителям необходимо больше внимания уделять развитию познавательных психических процессов. 

 Учителям необходимо большое внимание уделить оформлению классного кабинета, особое внимание уделить освещению в кабинете. Классному руководителю усилить работу со слабоуспевающими учащимися 0 Б класс : Исмякова Исмира,Баратов Дияр, Камзаев Мустафа, Алаев Расул;0А класс: Чачидзе Кибар, Толеген Тореғали, Мушрапилова Жаннетта.

С учащимися были проведены аутотренинги на снятие тревожности, игровые тренинги. Классным руководителям и учителям предметникам необходимо  учитывать возрастные особенности детей, помните, что критика только повысит барьер между учителем и учеником, а уровень тревожности может перерасти на негативное отношение к преподаваемому вами предмету и тем самым в последующем на негативное отношение к школе.


2. Коррекционно-развивающая работа

1) Коррекционная работа с учащимися 5-8 классов. Психологическая помощь в преодолении депрессивного состояния

Цель: Развитие отдельных качеств личности, способствующих преодолению депрессивного состояния 

Задачи: 

  1. создать у детей мотивацию на познание самих себя;
  2. рассказать о правилах поведения в школе;
  3. развить внимание;
  4. ввести понятие «режим дня»;
  5. познакомить детей с навыками работы в паре;
  6. познакомить детей с понятием «отметка»;
  7. формирование познавательных мотивов учения.

2)Комплекс занятий  по подготовке к  МОДО с элементами психологического тренинга в 4-9-х классах

 Цель: создание социально-психологических условий для успешной подготовки к МОДО.

Задачи:

Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения 

Развитие социальных и коммуникативных спобностей, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

Выводы: на занятиях учащиеся обучились навыкам самоконтроля, произвольного поведения, развили некоторые познавательные способности.


3) Развитие коммуникативных навыков учащихся 9-х классов

Цель: Развитие отдельных качеств личности, способствующих конструктивному общению учащихся, повышению их коммуникативной компетентности, личностный рост, преодоление неуверенности в себе, умению самоконтроля и саморегуляции в сложных  жизненных ситуациях.

Сроки реализации: в течение года

Количество участников: 29

Результаты: у учащихся повысилось чувство уверенности, снизилась тревожности в ситуации общения с взрослыми, со сверстниками противоположного пола, повышении коэффициента самопринятия.

4)Как я справляюсь с эмоциями» (8 кл.)

Цель: развитие навыков саморегуляции.

Количество участников: 34человек.

Результаты:

Подобные дискуссии значительно способствуют повышению качества саморегуляции школьников, развитию личностной рефлексии.

Проведение данных классных часов, по отчетам учащихся и классных руководителей, снижают общий уровень напряженности во взаимодействии учащихся и учителей, расширяют поведенческий репертуар школьников в конфликтных ситуациях.

5)«Выбор профессии дело серьезное» (9 классы)

Цель: помощь в профессиональном самоопределении учащихся, повышение уровня информированности учащихся в вопросах профессионального выбора.

Количество участников: 20 человек.

Результаты: 

Тематические беседы позволили снизить тревожность учащихся в связи с предстоящим профессиональным выбором. Ряд учащихся выдвинули запрос на дополнительную диагностику их профессиональных предпочтений и характерологических особенностей. На основании результатов данной работы были выработаны рекомендации относительно выбираемой сферы профессиональной деятельности.

В ходе классного часа учащиеся обсуждали результаты ранее проведенной диагностики по профориентации. На основании полученных результатов были даны индивидуальные рекомендации. Часть старшеклассников обратились с просьбой проведения дополнительных исследований их профессиональных предпочтений или их профессиональной пригодности к определенной специальности.  Обсуждение данной темы способствовало снижению тревожности учащихся связанной с предстоящим профессиональным выбором. 


6)Беседа «Как подготовить себя к сдаче экзаменов»

Цель: снижение уровня негативных переживаний учащихся  в связи с подготовкой к сдаче экзаменов.

Сроки реализации: май

Количество участников: учащиеся 9 классов.

Результаты: в ходе данной работы учащиеся  получили представление о личностных, процессуальных трудностях данной формы аттестации, выработали терпимое отношение к предстоящим процедурам, разработали индивидуальные стратегии подготовки. 


7)Психологическая профилактика наркомании и табакокурения «Я за здоровый образ   жизни!» беседа

Цели: расширить представление детей о здоровом образе жизни;

способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности; побуждать детей к соблюдению навыков здорового образа жизни; содействовать воспитанию у детей чувства ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества.

План.

  1. Интерактивная беседа «Что имеем, не храним, потерявши, плачем»
  2. Мини-лекция «Что такое здоровье?»
  3. Составление таблицы «Здоровый образ жизни»
  4. Выступление учащихся на тему «Вредные привычки»
  5. Игра «Счастливый случай»
  6. Заключительное слово.
  7. Подведение итогов.

8) Коррекционно-развивающие занятия с детьми-инвалидами (по запросу)

Цель: психологическое сопровождение детей-инвалидов, повышение их адаптационных возможностей, социализация детей-инвалидов.

Задачи: 

  1. ведение индивидуальных карт; 
  2. диагностика уровня актуального личностного развития детей-инвалидов;
  3. осуществление коррекционной работы по данным диагностического исследования;
  4. работа по запросу учащихся, родителей.

Сроки реализации: в течение года.

На  2022 – 2023 учебный год  по КГУ « Азатская основная средняя школа» 2 ученика обучаются:

на дому по общеобразовательной программе: 

Асқарқызы Еркеназ ученица 1 А класса кл.руководитель Ержан А.- диагноз ДЦП Спасическая диплегия средней степени тяжести.

За время обучения в усвоении предметов:әліппе,тіл дамыту, математика  трудное.С  Еркеназ проводятся также коррекционные занятия на развитие познавательных психических процессов. Имеются все учебные принадлежности.

На уроках  психологическое состояние  спокойное, часто отвлекается, не проявляет заинтересованность к предметам. Моторика тонкая плохо сформирована.  Домашние задания не выполняетНа поставленные вопросы дает невнятные  ответы. Память наглядно – образная, как и мышление, уровень развития словесно логического мышления низкий. При работе обращает внимание на незначительные  вещи.Психологическое состояние уравновешенное. 


Асқарулы Эльдияр ученик 8Б класса классный руководительСабирова Ж.К.-диагноз Остеохондропатия головки бедренной кости(болезнь Пертеса)4-5 стадии. Укорочение правой нижней конечности1,5 см.

На уроках  психологическое состояние  спокойное, проявляет заинтересованность к предметам.  Домашние задания выполняет по мере возможностейНа поставленные вопросы дает не всегда полные ответы. Память как и мышление, уровень развития словесно логического мышления средний. Психологическое состояние уравновешенное. 


По вспомогательной программе  2 ученика:

Рахмединов Дамир ученик 9В класса кл. руководитель Худайкулова М.Л.- диагноз умеренное нарушение интеллекта ОНР 2 ур.

За время обучения в усвоении предметов:русский язык, казахския язык, математика   трудное.С  Дамиром проводятся также коррекционные занятия на развитие познавательных психических процессов учителем  Серикбол Г.С. Имеются все учебные принадлежности.

На уроках  психологическое состояние  не всегда спокойное, часто отвлекается, проявляет заинтересованность к предметам ,но на уроках работает слабо.Моторика плохо развита, письмо сопровождается непроизвольными движениями губ и языка. На поставленные вопросы дает односложные,неполные ответы,  речь невнятная.Память наглядно – образная, как и мышление, уровень развития словесно логического мышления низкий. Психологическое состояние не всегда уравновешенное. 

Ахунов Алияр ученик 3 В класса кл.руководитель Касимова Г.С. – диагноз недержание мочи и кала вследствие отсутствия контроля за своим поведением.

За время обучения в усвоении предметов:русский язык, казахския язык, математика   трудное.С  Алиаром проводятся также коррекционные занятия на развитие познавательных психических процессов учителем  Касимовой Г.С. Имеются все учебные принадлежности.

На уроках  психологическое состояние  не всегда спокойное, часто отвлекается, не проявляет заинтересованность к предметам не всегда на уроках работает.Моторика плохо развита, письмо сопровождается непроизвольными движениями губ и языка.Домашние задания как письменные так и устные не выполняет. На поставленные вопросы дает односложные,неполные ответы,  речь невнятная, тяжело заставить ребенка разговаривать.Память наглядно – образная, как и мышление, уровень развития словесно логического мышления низкий. Психологическое состояние не всегда уравновешенное. 

По инклюзии на 2022-2023 учебный обучаются 2 учащихся: 

Амриев Аслан ученик 2 Б класса, классный руководитель Саметова З.Т.

На уроках  психологическое состояние  не всегда спокойное, часто отвлекается, не проявляет заинтересованность к предметам не всегда на уроках работает.Моторика плохо развита.Домашние задания как письменные так и устные выполняет , но не всегда. На поставленные вопросы дает односложные,неполные ответы,  речь невнятная, тяжело заставить ребенка разговаривать.Память наглядно – образная, как и мышление, уровень развития словесно логического мышления низкий. Психологическое состояние уравновешенное.


Тасбай Сырым ученик 4 А класса, классный руководитель Иманова А.К. 

На уроках  часто отвлекается, не проявляет заинтересованность к предметам не всегда на уроках работает.Моторика плохо развита.Домашние задания как письменные так и устные не выполняет. На поставленные вопросы дает полные ответы,  речь невнятная.Память наглядно – образная, как и мышление, уровень развития словесно логического мышления низкий. Психологическое состояние уравновешенное.

С данными детьми в индивидуальном порядке проводились консультационные и развивающие занятия. В основном проделанная нами работа была направлена на преодоление ощущения собственной «отличности» детей-инвалидов от одноклассников. В фокусе внимания находилось осознание того факта, что они - не дети «с ограниченными возможностями, а дети с иными возможностями», и могут иметь как малые способности в одной области, так и выраженную компенсацию в другой. Помимо этого, дети, которые посещают школу, участвуют в различных классных и внеклассных мероприятиях. 

Выводы: Результатом проделанной работы можно считать изменение образа Я ребенка в сторону увеличения его положительной составляющей, способность им осознать весь спектр своих характеристик (физических и психологических), умение фокусироваться на том, что «я могу», а не на том, что находится вне сферы моей компетенции.


3. Просветительская деятельность:


Цель: повышение уровня психологической компетентности всех субъектов образовательного процесса.

Задачи:

  1. выступление на классных часах, родительских собраниях, методических советах;
  2. оформление тематических выставок, информационных уголков.

Сроки реализации: в течение года.


Классные часы:


"Собираемся в дорогу"или "Впереди у нас пятый класс"(4-е кл)

Цель: Формирование навыков поведения в сложных жизненных ситуациях

Сроки реализации: май

Количество учащихся: 54

Результаты: В рамках данных классных часов учащиеся начальной школы знакомятся с возможными опасными ситуациями (пожар, нападение на улице, утечка газа и т.п.) и приобретают знания о правилах поведения в них. В данной работе принимают участие учащиеся классов «Юный спасатель», которые информируют школьников посредством обучающих игр, наглядного материала.

«Как я справляюсь с эмоциями» (8 кл.)

Цель: развитие навыков саморегуляции.

Сроки реализации: 4 четверть.

Количество участников: 76 человек.

Результаты:

Подобные дискуссии значительно способствуют повышению качества саморегуляции школьников, развитию личностной рефлексии.

Проведение данных классных часов, по отчетам учащихся и классных руководителей, снижают общий уровень напряженности во взаимодействии учащихся и учителей, расширяют поведенческий репертуар школьников в конфликтных ситуациях.

«Выбор профессии дело серьезное» (9 классы)

Цель: помощь в профессиональном самоопределении учащихся, повышение уровня информированности учащихся в вопросах профессионального выбора.

Сроки реализации: 3 четверть.

Количество участников: 28 человек.

Результаты: 

Тематические беседы позволили снизить тревожность учащихся в связи с предстоящим профессиональным выбором. Ряд учащихся выдвинули запрос на дополнительную диагностику их профессиональных предпочтений и характерологических особенностей. На основании результатов данной работы были выработаны рекомендации относительно выбираемой сферы профессиональной деятельности.

В ходе классного часа учащиеся обсуждали результаты ранее проведенной диагностики по профориентации. На основании полученных результатов были даны индивидуальные рекомендации. Часть старшеклассников обратились с просьбой проведения дополнительных исследований их профессиональных предпочтений или их профессиональной пригодности к определенной специальности.  Обсуждение данной темы способствовало снижению тревожности учащихся связанной с предстоящим профессиональным выбором. 

Беседа «Как подготовить себя к сдаче экзаменов»

Цель: снижение уровня негативных переживаний учащихся   в связи с подготовкой к сдаче экзаменов.

Сроки реализации: май

Количество участников: учащиеся 5-9 классов.

Результаты: в ходе данной работы учащиеся  получили представление о личностных, процессуальных трудностях данной формы аттестации, выработали терпимое отношение к предстоящим процедурам, разработали индивидуальные стратегии подготовки. 


  1. Работа с родителями.

 «Как повысить мотивацию ребенка к обучению»

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах детско–родительских отношений

Сроки реализации: май

Количество участников: 76.

Результаты: основное содержание данных собраний составляли вопросы взаимоотношений в современных семьях. Осуждалось влияние психологической атмосферы в семье на самочувствие и поведение ребенка в школе. Были рассмотрены основные проблемы воспитания младших школьников.

«Готовность к школе учащихся 0 классов»

Цель: анализ результатов исследования уровня готовности учащихся к обучению.

Сроки реализации: февраль

Количество участников: 15.

Результаты: в рамках данного методического объединения классные руководители, учителя в начальных кассах, были ознакомлены с результатами диагностики зоны актуального развития детей, поступивших в первые классы. Были выработаны рекомендации по улучшению качества психолого-педагогического сопровождения первоклассников.

«Психолого-педагогические трудности обучения ребенка в среднем звене»

Цель: повышение психологической компетентности учителей, работающих в среднем звене

Сроки реализации: 3 четверть

Количество участников: 10 человек

Результативность: данная работа позволила учителям-предметникам выработать стратегии поведения с учащимися-подростками.

«Конфликтные ситуации в учебно-воспитательном процессе: причины, следствия, решения»

Цель: повышение психологической компетентности классных руководителей, работающих в среднем звене в вопросах решения конфликтных ситуаций.

Сроки реализации: в течение года

Количество участников: 6 человек

Результативность: В ходе данной работы классные руководители приобрели знания в области конфликтологии, приобрели навыки медиаторства - посредничества – в конфликтной ситуации.


  1. Работа с учителями:


  • Индивидуальное и групповое консультирование:


Цель: повышение психологической компетентности педагогов школы, усовершенствование принципа индивидуального подхода к учащимся.

«Готовность к школе учащихся 0 классов»

Цель: анализ результатов исследования уровня готовности учащихся к обучению.

Сроки реализации: февраль

Количество участников: 15.

Результаты: в рамках данного методического объединения классные руководители, учителя в начальных кассах, были ознакомлены с результатами диагностики зоны актуального развития детей, поступивших в первые классы. Были выработаны рекомендации по улучшению качества психолого-педагогического сопровождения первоклассников.

«Психолого-педагогические трудности обучения ребенка в среднем звене»

Цель: повышение психологической компетентности учителей, работающих в среднем звене

Сроки реализации: 3 четверть

Количество участников: 10 человек

Результативность: данная работа позволила учителям-предметникам выработать стратегии поведения с учащимися-подростками.

«Конфликтные ситуации в учебно-воспитательном процессе: причины, следствия, решения»

Цель: повышение психологической компетентности классных руководителей, работающих в среднем звене в вопросах решения конфликтных ситуаций.

Сроки реализации: в течение года

Количество участников: 6 человек

Результативность: В ходе данной работы классные руководители приобрели знания в области конфликтологии, приобрели навыки медиаторства - посредничества – в конфликтной ситуации.


4. Консультационное направление:

На протяжении 2022-2023 учебного года было проведено ряд консультаций по запросам учащихся, родителей, учителей, администрации. Консультации носили индивидуальный и групповой характер. Тематика консультаций следующая:

  1. обращения к психологу по поводу собственного эмоционального состояния;
  2. выработка стратегии поведения в конфликтной ситуации;
  3. проблемы в области детско-родительских отношений;
  4. невнимательность ребенка на уроке, неспособность собраться, сосредоточиться на выполнении домашнего задания;
  5. плохое поведение ребенка на уроках, несформированность произвольного внимания, самоконтроля, особенности волевой саморегуляции учащихся;
  6. проблемы межличностных отношений;
  7. обращения по поводу профессионального самоопределения;
  8. обращения, связанные с периодом подготовки и сдачи единого государственного экзамена;
  9. обращения за экстренной психологической помощью.

Рекомендации:

Классным руководителями учителям – предметникам продолжить работу по созданию необходимых социально – психологических условий продуктивного сотрудничества учителей и учащихся.

Поддерживать контакт с родителями, знакомиться с условиями жизни в семье и здоровьем учащихся.

Создавать на своих уроках ситуацию успеха.

Дать возможность высказать свою мысль, даже если она не верна.

Мотивируйте   желание учиться.

Общие выводы:

  1. Завоевать уважение учащихся можно не только с помощью требований в  авторитарном стиле, но и с помощью доброжелательности и ласки.
  2. Стимулировать познавательную деятельность учащихся различными приемами: одобрение, похвала, хорошая оценка. Поглаживание по голове. Избегайте сравнивать детей друг с другом.
  3. Больше общаться с детьми, быть «эпицентром» их внимания.
  4. Работать по принципу « вместе с учащимися», а не «против них».
  5. Не «убивать» в детях сказку.
  6. Выработать единые требования к учащимся по всем параметрам, как в урочной, так и во внеклассной работе.
  7. Создать социально- личностные предпосылки перехода каждого школьника в среднее звено.
  8. Проводилась работа с родителями, посещали родительские собрания, были даны советы родителям. Совместно с родителями и классными руководителями проводилась работа по привитию и воспитанию нравственных качеств в личности детей, благосклонности во взаимоотношениях в семье, с окружающими и одноклассниками. 
  9. Рекомендации:
  10. Классным руководителями учителям – предметникам продолжить работу по созданию необходимых социально – психологических условий продуктивного сотрудничества учителей и учащихся.
  11. Поддерживать контакт с родителями, знакомиться с условиями жизни в семье и здоровьем учащихся.
  12. Создавать на своих уроках ситуацию успеха.
  13. Дать возможность высказать свою мысль, даже если она не верна.
  14. Мотивируйте   желание учиться.